Главная страница / Стамбул / Архитектура Собора Святой Софии


Всё о Стамбуле:
Отели Стамбула
Отзывы о Стамбуле
Турецкий форум

Путеводитель по Стамбулу:
Стамбул- Хозяин Босфора
История гарема
Архитектура Собора Святой Софии
Голубая мечеть
Дворец Топкапы
Дворец Долмабахче
Что есть что в Стамбуле
Что, как и где едят в Турции
История турецкой кухни
Уличная еда
Где поесть
Египетский базар
Крытый рынок (часть 1)
Крытый рынок ( часть 2)
Антиквариат
Магазины
Сладости
Стамбульские ковры
Климат Стамбула
Общественный транспорт в Стамбуле
На руинах: Рождество в Стамбуле
Стамбул: инструкция к пользованию
Романтическое путешествие в Стамбул
Стамбул. Вольное сердце города
Клубная жизнь Стамбула
Стамбул от Константина Великого до Константина Палеолога
Стамбул. Падение второго Рима
История Босфора
Царьград - Константинополь - Стамбул
История Стамбула
Турецкие бани
Водохранилище Базилика
История возникновения бани
Наследство Сулеймана Великолепного

Всё о Турции:
Отели Турции
Отзывы туристов
Туры в Турцию
Авиабилеты в Турцию
Переводы с/на турецкий язык
Статьи о Турции
Круизы

Отзывы туристов

Архитектура Собора Святой Софии

 

Определение "Куполообразная базилика" впервые используется применительно к Айя-София на "пандантифах" сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов, прославивших его в истории архитектуры. Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6, 5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму эллипса; размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570 кв.м, и длиною 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м.
Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые - императорской свите высшего ранга и его окружению.
Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием, изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него - Св. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: "Я являюсь мировым светом". Над дверью под мозаичным панно находится металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса.
Нартексы
Эта часть здания у самого входа, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу.
Главное пространство (наос)
Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами - изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы, поддерживающих большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене: изображения патриарха Константинополя (IX столетие) Игнатия, патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и патриарха Антиохского (сегодняшняя Антакья) (II столетие).
Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится "плачущая колонна", либо "потеющая колонна" - четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует поверье: "Плачущая коллона" имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится.
На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.
Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита занимала свои места в малых кругах. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в сторону Каабы. Несовпадение осевой точки михраба с центральной частью здания церкви явилось следствием религиозного обычая мусульман, совершающих обряд намаза, обращаясь корпусом тела в сторону святой Мекки, т.е., к юго-востоку Стамбула. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. Напротив мимбара - памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери
Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда I, в 18 столетии. Подставки для Коранов, экспонируемые в этой же части здания, весьма своеобразны и вызывают большой интерес у посетителей.
Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана - макет церкви. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия.
Галереи
Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.
Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование "райские ворота". "Райские ворота" с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус, Св. Мария и Иоанн Креститель: Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами, молят Иисуса об отправлении грешных в рай. Нижняя часть мозаики, подвергшаяся серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою художественную ценность.
В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса.
На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос.
На другом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос.
В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия - Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.

                     

Автор:
Источник:

      
  Rambler's Top100
реклама / контакты