Главная страница / Стамбул / Общественный транспорт в Стамбуле


Всё о Стамбуле:
Отели Стамбула
Отзывы о Стамбуле
Турецкий форум

Путеводитель по Стамбулу:
Стамбул- Хозяин Босфора
История гарема
Архитектура Собора Святой Софии
Голубая мечеть
Дворец Топкапы
Дворец Долмабахче
Что есть что в Стамбуле
Что, как и где едят в Турции
История турецкой кухни
Уличная еда
Где поесть
Египетский базар
Крытый рынок (часть 1)
Крытый рынок ( часть 2)
Антиквариат
Магазины
Сладости
Стамбульские ковры
Климат Стамбула
Общественный транспорт в Стамбуле
На руинах: Рождество в Стамбуле
Стамбул: инструкция к пользованию
Романтическое путешествие в Стамбул
Стамбул. Вольное сердце города
Клубная жизнь Стамбула
Стамбул от Константина Великого до Константина Палеолога
Стамбул. Падение второго Рима
История Босфора
Царьград - Константинополь - Стамбул
История Стамбула
Турецкие бани
Водохранилище Базилика
История возникновения бани
Наследство Сулеймана Великолепного

Всё о Турции:
Отели Турции
Отзывы туристов
Туры в Турцию
Авиабилеты в Турцию
Переводы с/на турецкий язык
Статьи о Турции
Круизы

Отзывы туристов

Общественный транспорт в Стамбуле

Билеты Общественный транспорт в Стамбуле оплачивается самыми разными способами - жетонами (jeton), билетами (bilet) и, наконец, магнитными билетами (akbil). Постичь эту систему сразу невозможно, но удобнее и выгоднее всего акбиль, к тому же он и обходится дешевле. Раздобыть акбиль можно в специальных киосках (akbil или akbil gişesi) у трамвайных остановок, на конечных линиях автобусных маршрутов и в других транспортных узлах. За депозит в L8 000 000 ($6) вам вручат веселенький пластиковый брелок с круглым магнитом. Дальше его необходимо зарядить - это делается в том же киоске или в специальном автомате akbil (их, впрочем, довольно мало). Сумму, которая кладется на счет, вы выбираете сами, прикинув, насколько активно вы собираетесь пользоваться общественным транспортом, но вносить меньше $4-5 смысла не имеет. Входя в метро, на трамвайную остановку или на паромный причал, следует прижать магнит к специальному устройству на турникете - табло покажет, сколько снято с вашего счета и сколько осталось. Перед отъездом акбиль можно вернуть, получив обратно депозит.

Как передвигаться?
В Стамбуле есть метро. Есть несколько линий трамвая. Имеются автобусы, но понять траектории их следования и график приезжему очень трудно. По городу ездят также микроавтобусы что-то вроде наших маршрутных такси, однако, с ними те же проблемы, что с обычными автобусами. Так что, если вам надо добраться куда-то, куда слишком далеко идти пешком, пользуйтесь такси. Их множество, все они желтого цвета и все снабжены счетчиком. И, что в высшей степени приятно, они очень дешевы по московским понятиям. Обычно проезд обходится в два-три доллара: поездка из конца в конец Стамбула (а это большой город) вам будет стоить от силы десятку. Единственное - надо следить за тем, чтобы шофер включил счетчик. Подавляющее большинство таксистов честные люди, но изредка встречаются и жулики. Адрес старайтесь произносить четко, а еще лучше - напишите его на листке бумаги, указав район города: в Стамбуле сотни улочек и крошечных переулков. Большинство стамбульцев худо-бедно изъясняются по-английски, по-немецки или по-французски, а в последние годы все больше людей начинают понимать по-русски.
Метро и трамвай удачно дополняют друг друга, хотя при первом взгляде на схему метрополитена возникает ощущение легкого бреда. В Стамбуле действуют три линии подземки, причем, что характерно, не связанные между собой. Прежде всего - Тюнель (Tünel) в Бейоглу, старинная (открытая в 1875 году) карликовая линия всего с двумя станциями; в сущности, это подземный фуникулер, единственный вагончик которого поднимается от набережной Золотого Рога к площади Тюнель. Кстати, это до сих пор наилучший и быстрейший способ подняться на чрезвычайно крутой Галатский холм (дорога занимает всего полторы минуты). Работает подземка с 6.00 до 21.00, ходит с интервалом от 3, 5 минут.
На площади Таксим находится конечная станция суперсовременного метрополитена (metro), открытого в 2000 году. Им удобно пользоваться, если нужно попасть в новые деловые районы на севере города.

Еще одна ветка - так называемое "легкое метро" (hafif metro) - идет от площади Aксарай в западные предместья Стамбула (и в будущем дотянется до аэропорта Aтатюрка). Подземные - только первые километры в черте старого города, дальше поезд из двух вагонов идет по поверхности. Станции опознаются по букве "М" в синем круге с красной стрелой. Линия годится для поездок к городским стенам, а также (с пересадкой на электричку) в курортные пригороды на Мраморном море.
Наконец, в Старом городе оперирует весьма удобный скоростной трамвай (modern tram, или tram), который, в отличие от периферийного "легкого метро" (с которым пересекается аж дважды), добирается до самого туристического центра, железнодорожного вокзала Сиркеджи и паромных причалов у площади Эминеню. На вид трамвай почти не отличается от "легкого метро" - такие же футуристические серебряные вагоны, и даже посадка туда очень "метрополитеновая": вход на остановку-платформу отмечен надписью "Giriş" и турникетом, в который следует опустить жетон.

Обычное и "легкое" метро работает с 6.00 до 0.00, интервалы в час пик - 4 минуты, жетон стоит L750 000 ($0, 55), акбиль - L600 000 ($0, 44).

Выйдя на площади, можно пересесть на крошечный старинный трамвай (eski tram или просто tram), который, трясясь и уютно позвякивая, провезет вас по улице Истиклаль и доставит к площади Таксим. И Тюнель, и трамвайчик оплачиваются одинаковыми жетонами (jeton), которые продаются в вестибюлях Тюнеля и в киосках на трамвайных остановках (они стоят L500 000/$0, 37), либо акбилем (это обойдется в L400 000/$0, 29).

Что бы пересечь Мраморное море и отправиться в азиатскую часть города, воспользуйтесь паромом или катером. Они отходят от нескольких пристаней в разных частях Стамбула. По воде стоит совершить прогулку по Босфору в сторону Черного моря. Или прокатиться на Принцевы острова Но вообще, по Стамбулу, если хотите узнать его лучше, надо ходить пешком. Историческая часть не так уж велика, за день ее можно пройти насквозь. Не бойтесь заблудиться: туристические карты очень подробны, а, кроме того, стамбульцы в своей массе доброжелательны и с удовольствием укажут вам путь. Блуждая по улицам и переулкам, карабкаясь по крутым лестницам, ведущим на верхушки стамбульских холмов, отдыхая в тихих скверах примыкающих к мечетям, вы почувствуете атмосферу этого удивительного и невероятно разнообразного города.
Автобус (otobüs) - самый распространенный, но и самый неудобный для приезжего вид городского транспорта. Обычно они переполнены, а в час пик езда с открытыми дверями и висящими на подножках людьми - обычное дело. Чтобы понять, куда и как идет автобус (о чем сообщают таблички на бортах), надо достаточно хорошо знать город (объяснения, которые дают водители и пассажиры, ничуть не спасают).

Большинство городских маршрутов собираются на нескольких крупных конечных остановках. Главная - на площади Эминеню у Галатского моста, остальные - на площадях Беязит, Таксим и Aксарай, а также в Бешикташе; на азиатском берегу это Кадыкей и Ускюдар.

Автобусы водятся двух видов: муниципальные (belediye otobüsü, I.E.T.T.) - красного или (реже) зеленого цвета, и частные (halk otobüsü) - голубые или (реже) оранжевые, более новые и комфортабельные. Стоят они одинаково, но платить надо по-разному. В муниципальных автобусах нужны билеты, которые продаются на конечных пунктах в киосках с надписью "Otobüs bilet" или "Bilet gişeçi" - по одному или книжечками по десять штук (надо только иметь в виду, что киоски закрываются в 20.00). Если киоска поблизости нет, билеты можно купить у уличных торговцев (дороже на 30%). Вход в автобус - через переднюю дверь; билет следует бросить в кассу рядом с водителем. Денег водитель не возьмет. В частных автобусах билеты не годятся, а платить следует сидящему слева от передней двери кондуктору. Впрочем, акбилем можно воспользоваться и в том и в другом случае.

Остановка обозначается буквой D (durak). Чтобы нужный вам автобус остановился, следует махнуть водителю рукой.

Автобусы ходят с 6.00 до 23.00, билет стоит L750 000 ($0, 55), акбиль - L650 000 ($0, 48).1028303
Маршрутное такси (dolmuş) удобнее, чем автобус, и дешевле, чем такси. Еще несколько лет назад это были огромные американские лимузины 50-х годов с каким-то необъятным диваном вместо передних сидений. Название "долмуш" означает "полный": с места они трогались только тогда, когда все места бывали заняты. Теперь лимузины исчезли, но название осталось. Долмуши бывают двух видов: новые желтые "форды-транзиты", которые работают на коротких челночных маршрутах типа Таксим-Бешикташ, и удивительно нелепые бежевые микроавтобусы, которые так припадают на задние колеса, что, кажется, вот-вот встанут на дыбы. На этих этажерках можно ездить в те районы старого города, куда не ходит трамвай (например, в Фатих). Оплата - в зависимости от расстояния (цены фиксированные, и уточнить их можно у водителя; акбиль в долмуше не годится). Ходят маршрутки с 6.00 до 23.00.

Такси (taxi) - самый удобный (а по ночам - вообще единственный) из сухопутных видов транспорта, и при этом, в отличие от большинства европейских столиц, - сравнительно дешевый. Ярко-желтые машинки пасутся по всему городу и огромными стадами спят на многочисленных стоянках. Единой диспетчерской службы нет, но такси вам вызовут по телефону из любого отеля, ресторана и т.д. (ждать приходится обычно буквально пару минут). В крайнем случае можно поймать машину, просто махнув рукой, как в России. Впрочем, ловить такси в Стамбуле не приходится - обычно во время пешей прогулки возникает прямо противоположная проблема: каждый таксист считает своим долгом вопросительно посигналить, чтобы уточнить, действительно ли вы и дальше собираетесь идти пешком, а потом еще некоторое время едет рядом с таким душераздирающим выражением лица, что спасти вас может только непреклонная твердость
У шоферов есть несколько невинных уловок - не дайте себя провести. Первое правило: такси снабжено счетчиком, и обязательно нужно проследить, чтобы он был включен при посадке. Услышав, что счетчик неисправен, следует сделать движение на выход - прибор тут же чудесным образом починится. Впрочем, можно (как и в России) договориться о цене заранее, безо всякого счетчика. Второе: существует два тарифа - дневной (gündüz) и ночной (geçe); последний на 50% выше и действует с 0.00 до 6.00. Оба они обозначены на счетчике, и надо обратить внимание, чтобы лампочка ночного тарифа не была "случайно" включена днем. Третье: утверждения типа "в воскресенье - дороже", "на Босфор - другой тариф" и "втроем - другая цена" во внимание не принимаются - это чистое вранье. Но мосты через Босфор действительно платные, и платит действительно пассажир, а не водитель. Стоимость посадки и каждого километра по дневному тарифу - около $0, 80. Давать чаевые таксистам не принято.

Автомобиль (otomobil). Худшее средство передвижения в Стамбуле - не столько даже из-за чудовищных пробок, сколько из-за особенностей национальной манеры вождения. Турецкий водитель теоретически знаком с правилами, однако склонен к авантюре, полагается на интуицию и подвержен внезапным и необъяснимым душевным порывам. Скорость движения в Стамбуле (как и во всех населенных пунктах Турции) ограничена 50 км в час, но смотреть на спидометр никому и в голову не приходит. Пешеходов иногда пропускают, но чаще азартно играют с ними в кошки-мышки. Все без исключения участники дорожного движения страшно кричат и угрожающе жестикулируют (впрочем, совершенно беззлобно). Непрерывное гудение и мигание фарами не обязательно предупреждает об опасности, а свидетельствует лишь о радости жизни, которая переполняет человека за баранкой. Результат всего этого веселья - абсолютный рекорд Европы по количеству ДТП: ежегодное число жертв в 14 раз больше, чем в Великобритании. Единственное удобство: паркуясь на какой-нибудь забитой автостоянке в старом городе, можно совершенно не беспокоиться о том, как бы не запереть чужую машину, - вас просто попросят оставить в замке ключи, чтобы в случае чего передвинуть ваш автомобиль.

Электрички (banliyo treni). Существуют две линии пригородных поездов - европейская и азиатская. Те, что идут с европейского вокзала Сиркеджи, удобны для поездок к городской стене, замку Едикуле и далее - в пригороды на Мраморном море. Азиатская линия (с вокзала Хайдарпаша) обслуживает спальные районы. Жетоны на электричку продаются в кассах вокзала. Поезда бывают двух моделей - старые и новые. Двери в новых открываются автоматически, в старых - надо толкать руками. Остановки не объявляются, но над каждой дверью есть схема линии.

Теплоходы и паромы Самый обаятельный транспорт в Стамбуле - и к тому же чрезвычайно удобный. В некоторые районы города - например, в Эйюп в конце Золотого Рога - удобнее (и, главное, приятнее) добираться именно по воде. Несмотря на то что в акватории Стамбула царит, кажется, совершеннейший хаос, огромные паромы (feribotlar) по пунктуальности не уступают венецианским вапоретто. Существует несколько основных маршрутов, охватывающих все без исключения прибрежные районы города, а также пригороды и далекие окрестности. Главный причал на европейской стороне - у площади Эминеню и в Каракее, а в Азии - в Ускюдаре и Кадыкее.
В Эминеню (Eminönü) для каждого направления отведен специальный причал. С Adalar ("Острова") отчаливают кораблики на Принцевы острова. С того, что называется Harem, каждые 20 минут отходят автомобильные паромы на азиатский берег (в часы пик это быстрее, чем ехать по мосту). С причала N1 - в Ускюдар, с N2 - в Кадыкей. От 3-го (Boğaz Hatti) отправляется босфорский туристический паром. А у самого Галатского моста швартуются морские автобусы (deniz otobüsleri).
Для любителей уединенных морских прогулок имеется морское такси (marine taksi), которое базируется в квартале Бебек на Босфоре. Вызывают его по телефону, и обходится это в довольно круглую сумму, на самом деле гораздо дешевле договориться со шкипером одной из частных посудин, во множестве обретающихся у любой городской пристани.
Turkish Maritime Lines (212) 249 92 22, 244 02 07.
Порт Каракей (Karaköy) (212) 249 57 76.
Скоростные морские автобусы (deniz otobüsleri) (216) 362 04 44, 249 15 58.
Marine taxi (212) 287 11 21.1028303

Автор:
Источник:

      
  Rambler's Top100
реклама / контакты